3. Запиши наречия- синонимы и антонимы.
2. Запиши загадки в такой последовательности: 1) с наречиями места действия; 2)с наречиями времени действия; 3) с наречиями образа действия. Задай вопрос
к наречию от того слова, к которому наречие относится. Отгадай загадки.
Один признак действия можно противопоставить другому
при помощи наречий-антонимов: грустно – весело.
Днём молчит, ночью1 кричит.
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла.
Два конца, два кольца,
То вместе, то врозь,
А гвоздь насквозь.
Подчеркни наречия-антонимы
Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий-синонимов: усердно, старательно, прилежно.
Радушно, весело,
оглушительно, грустно,
радостно, неряшливо,
печально, опрятно,
тихо, неприветливо.
4. Запиши пословицы. Вставь наречия- антонимы.
Легко сказать, да … доказать. Вперёд иди, а … не оглядывайся. Думай медленно, а работай … . Тише едешь – … будешь. Слушай больше, а говори … . Подальше положишь3
– … возьмёшь.
Составь и запиши предложение с одним из наречий.
Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий-… . Один и тот же признак действия можно
назвать при помощи различных наречий-… .
·
Сегодня мы с вами
поищем таинственного вора.
·
Узнаем о
разнообразии наречий.
·
И, конечно,
составим определение-памятку.
Наречие – это самостоятельная часть
речи. Наречия
не изменяются и обычно обозначают признак действия. Наречия отвечают на вопросы
как? когда? куда? зачем? где? – а также на другие вопросы.
По значению наречия
делятся на обстоятельственные и определительные.
Что такое обстоятельственные
наречия? О любом деле мы можем спросить – каковы обстоятельства этого дела?
Что мы при этом имеем в виду?
Нам хочется узнать,
каким образом, когда, где, почему и с какой целью происходило
действие, о котором мы ведем речь. Поэтому обстоятельственные наречия могут
обозначать образ действия, время, место, причину или цель.
А что такое определительные
наречия? Мы можем попросить кого угодно дать определение любому действию
или происшествию. При этом нам хочется знать качественные и количественные характеристики
действия, то есть, как именно оно происходило, в какой мере и в какой
степени.
Поэтому
определительные наречия могут обозначать качество, а еще – меру и
степень.
Возьмем любое
действие. Например, кто-то украл сосиски. Явившаяся за сосисками семья
очень удивилась и обратилась за помощью к сыщику. Какие вопросы задаст им
сыщик?
Конечно, сначала
его заинтересует образ действия. То есть, он спросит – как,
каким образом были похищены сосиски?
Как? Каким
образом?
− Исподтишка,
− заявил дедушка.
− Вдруг,
− припомнила бабушка.
− Тайком,
− предположила Маша.
− Впопыхах!
– воскликнул Игорек.
− Молча,
− вообразил себе вора Олег.
Показания не
сходятся, и сыщику нужно продолжать расследование. Теперь его интересует время
похищения. Точнее – когда все произошло, с каких пор сосисок
не было видно и до каких пор потерпевшие собираются путаться в
показаниях. Потерпевшие загалдели, и ответы посыпались самые путаные:
Когда? С
каких пор? До каких пор?
− Сосиски
исчезли сегодня!
− Ночью!
− Нет, утром!
− Ну, когда-то
мы их видели!
− Накануне
точно были на месте!
Что вот сделаешь с
такими показаниями?! Можно только уточнить информацию о месте преступления.
Теперь сыщика будет интересовать, где были потерпевшие, когда произошла
кража, куда мог пропасть ценный продукт и откуда, собственно,
исчезли сосиски.
Где? Куда?
Откуда?
− Мы были дома,
− сказал дедушка.
− А сосиски
лежали в холодильнике сбоку! – припомнила бабушка.
− А потом
пропали куда-то! – добавила Маша.
− Непонятно,
куда они делись оттуда, − призадумался Игорь.
А маленький Олег
сказал:
− Налево!
– просто чтобы как-то ответить на вопрос куда.
Сыщик, услышав
такие показания, серьезно призадумался и решил, что свет на расследование
прольется, когда он узнает о причинах кражи. Поэтому он спросил, почему
и отчего кто-то мог покуситься на сосиски.
Почему?
Отчего?
Мнения разделились.
− Сгоряча,
− махнул рукой дедушка.
− Сослепу?
– предположила бабушка.
− Шутя,
− уверена Маша.
− Со зла,
− нахмурился Игорь.
− Поневоле!
– пискнул маленький Олег, уверенный, что по своей воле никто сосиски есть не
будет.
Картина показаний
явно была неполной. Надо бы выяснить не только причину, но и цель
похищения. Это значит – ответить на вопросы, зачем, с какой целью и
для чего кому-то красть сосиски.
Зачем? С
какой целью? Для чего?
− Просто
так, − вздохнул дедушка.
− Назло?
– покачала головой бабушка.
− Затем,
− таинственно высказалась Маша.
− Он сделал
это нарочно! – задохнулся от возмущения Игорь.
− А может, и нечаянно…
− неуверенно протянул маленький Олег.
Картина начала
вырисовываться, но сыщик всегда идет до конца. Теперь он хочет знать мнение
потерпевших и просит их охарактеризовать кражу, дать ей оценку. В этом
нашим свидетелям помогут определительные наречия со значением качества.
Итак, как именно действовал вор, по мнению потерпевших?
Как?
− Злобно,
− заметил голодный дедушка.
− Коварно,
— нахмурилась бабушка.
− Но расчетливо,
− заметила Маша.
− Он явно
сделал это умышленно! – высказался Игорь.
− Еще и быстро!
– почти с восхищением добавил маленький Олег.
Ну что ж, для
полноты картины осталось только уточнить меру и степень подлости вора, а
также негодования бедной семьи. Конечно же, здесь на помощь приходят наречия меры
и степени.
Они помогут
ответить на такие вопросы: сколько было сосисок, насколько
огорчились жильцы по поводу пропажи, в какой мере и в какой степени
они хотят, чтобы пропажа нашлась.
Сколько?
Насколько? В какой мере? В какой степени?
− Он унес много,
− тут же сказал дедушка.
− Я дважды
падала в обморок! – простонала бабушка.
− Наверное,
вор наелся досыта, − фыркнула Маша.
− А мы очень
хотим найти пропажу! – пожаловался Игорь.
− А я совсем
не хочу, − пробормотал под нос Олег, который не любил сосиски.
Благодаря
показаниям потерпевших, наречиям и мастерству сыщика вор наконец был обнаружен.
Как вы думаете, какие наречия помогут потерпевшим ответить на вопрос, как вор
поступил? Какие наречия помогут дать оценку его действиям? Это качественные
наречия.
Посмотрите на эти
слова. Все эти качественные наречия являются синонимами, то есть, обладают
похожим значением. Значит, среди наречий есть синонимы.
А если бы на место
происшествия явились соседи, не любящие сосиски, и оценили бы поступок вора
иначе? Например, они сказали бы, что вор поступил хорошо, мило, замечательно,
чудесно, здорово… По сравнению с предыдущими характеристиками эти наречия
выступают как антонимы, то есть, слова с противоположным значением.
Значит, среди
наречий есть и антонимы.
Что же нам требуется
запомнить?
Бывают
наречия-синонимы: немного − чуть-чуть, вместе −
сообща, по-старому − по-прежнему. А бывают
наречия-антонимы: сегодня – вчера, утро – вечер, много
– мало.
Катя давно увлекается танцами, но
выступать начала недавно. Наречия давно и недавно отвечают на вопрос когда?
Это обстоятельственные наречия времени. Кроме того, давно и недавно
– это слова с противоположным значением, антонимы.
Художник был уверен, что рисует не
просто красиво а прекрасно, роскошно, бесподобно, божественно. Все эти наречия называют качества,
выражают какую-то оценку. Значит, перед нами качественные наречия. Кроме
того, у всех выделенных слов – схожее значение. Это наречия-синонимы.
Ахметова АИДА АСЕТОВНА Алматинская область Каратальский район,С.бастобе СШ .М. Горького учитель начальных классов
Предмет: Русский язык
- Раздел: Путешествие в космос
- Лексическая тема: Твой космический адрес
- Тема: Роль наречий в тексте. Наречия- синонимы и антонимы .
Цель урока : Ты узнаешь о наречиях близких и противоположных по значению.
Задание 1. Прочитай текст . Представь своё место жительства во Вселенной. Составь свой космический адрес . Земля — одно из многих миллионов космических тел в огромной Вселенной. Здесь находится твой дом. Он лишь небольшая часть твоего города или села в республике Казахстан. А наша страна только частица суши планеты Земля .Земля — одна из восьми планет , которые вместе с Солнцем образуют Солнечную систему. Солнечная система входит в число звездных скоплений под названием Млечный путь . Это наша Галактика. В ясную ночь её можно разглядеть высоко в небе в виде нечёткого светящегося пятна . Во Вселенной миллионы галактик.
Прочитай наречия.
Выбери из них антонимы к выделенным в тексте наречиям.
Здесь
Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно
Вместе
Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно
Высоко
Налево , сегодня, справа , низко , завтра , направо, сверху, там, вниз снизу ,слева , отдельно
Секреты учённого Ата
Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий- антонимов:
Грустно-весело.
Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий- синонимов :
Усердно , старательно, прилежно
Задание 2
Подбери к наречиям синонимы , антонимы
Громко — … , ….
весело — … , ….
аккуратно- … , ….
правдиво — … , ….
Задание 3 . Самостоятельно
Вставь наречия-антонимы
- Думай медленно , а работай _________.
- Слушай больше , а говори _________.
- Мягко стелет, да __________ спать.
- Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.
- Легко сказать , да ________ доказать.
Знаю, умею
Закончи высказывания.
Один признак действия можно противопоставить другому при помощи наречий- … .
Один и тот же признак действия можно назвать при помощи различных наречий- … .
План-конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: «Роль наречия в тексте. Наречия антонимы, синонимы.»
Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости, развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к родному языку.
Задачи:
-
Отработать навык выделения в тексте наречий;
-
Научиться определять значение наречий;
-
Выделять наречия как член предложения.
-
Находить наречия антонимы, синонимы.
Тип урока: закрепления знаний и способов деятельности.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями по группам, листы самооценки, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока.
1. Организационный
— Здравствуйте, ребята!
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
— Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко».
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «близко».
Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – «быстро».
Скажу я слово «громко», а ты ответишь – «тихо».
(слова записываются на доске)
— Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? (наречие)
— Верно, ребята. А что вы уже знаете о наречии? (это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества)
Корзина идей . Все что мы знаем будеv складывать в нашу корзинку.
1. Часть речи …наречие
2. Отвечает на ? как? Когда? Где? Куда? В какой степени?
3. Роль .. поясняет глаголы и прилагательные
4. Обозначает … место, время, образ действия и степень качества
5. часть речи изменяемая или неизменяемая …
6. В предложении является чаще .. обстоятельством, реже определением
Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о наречии.
Тема нашего урока: «Роль наречия в тексте. Наречия антонимы, синонимы.»
— Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (наречие)
— Что наиболее трудное? (определять значение наречий)
— Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня мы посвятим наш урок
-
закреплению знаний о наречии как части речи,
-
научиться определять, что обозначают наречия
-
находить наречия антонимы, cинонимы.
3. Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Запишите пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше»
Как вы её понимаете?
4. Работа по учебнику.
Выполним упр.1 стр. 8
Запишите свой космический адрес имя фамилию, домашний адрес, город, село.
— За каждое задание вы будете получать баллы, которые фиксируются в листе самооценки. В итоге баллы приравниваются к оценке.
Вспомните , что такое антонимы?
Запишите слова наречия подобрав антонимы. Здесь- там. Вместе- отдельно, высоко-низко.
Продолжите составлять и записывать пары наречия –антонимов.
Налево-… направо, сегодня …-завтра…, справа …- слева, вверх- вниз, сверху-снизу
Взаимопроверка. Выставите баллы в свой лист.
5. Знакомство с правилом. Стр. 9
6. Работа по вариантам.
Выполним задания пр. 2
1 вариант выпишет наречия места действия, 2 вариант наречия времени действия, 3 вариант – образа действия.
7. Работа с одарёнными. Карточка №1 ( Лиана, Лера, Кристина, Влад, Дамир, Милана)
Замените фразеологизм одним словом – наречием.
За тридевять земель – далеко
Рукой подать – близко
Навострить уши – внимательно
Как курица лапой – неразборчиво
Засучив рукава – старательно
Зарубить на носу – крепко
Работа со слабоуспевающими Карточка №2 ( Денис, Дима, Костя, Катя, Алишер)
Задание. Самостоятельно вставь наречия-антонимы
-
Думай медленно , а работай _________.
-
Слушай больше , а говори _________.
-
Мягко стелет, да __________ спать.
-
Вперёд иди ,а __________ не оглядывайся.
-
Легко сказать , да ________ доказать.
Запомните , ребята! Наречия в предложении являются обстоятельством и подчеркиваются так: _._._.
Физминутка
(выполняются действия по тексту)
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.
— Ребята, слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении? (наречие)
— А теперь встаньте еще раз и отыщите эти наречия в кабинете только глазами. Сколько их? (7)
8. Работа в парах
Предлагаю вам выполнить упр.3 Нужно к наречию подобрать слово синоним и антоним.
Вспомним что такое синонимы?
— Проверим, что у вас получилось. Сравните свои наречия с данными (на экране). Если все наречия совпадают поставьте себе 10 баллов в первом задании.
— Чем объяснить написание слов? (это наречия, неизменяемая часть речи, пишутся слитно, оканчиваются на -о)
— Одинаковое ли у них значение? А вопросы? (Нет, значения и вопросы разные)
9. Задание «Четвертое — лишнее»
На экране вы видите два столбика глаголы и наречия. Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.
РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много
ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво
ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно
Взаимопроверка! Контроль на слайде.
10. Подведение итогов учебного занятия
О какой части речи мы говорили на уроке?
Какую роль выполняют наречия в тексте?
Какое значение имеют?
Каким членом предложения выражены?
Как пишутся наречия?
— Заполните листы самоанализа, ответьте на вопросы письменно.
Подсчитайте количество баллов по заданиям. Переведите баллы в оценку.
11. Рефлексии
Используя 3-4 наречия, продолжите фразу:
На уроке мне было…
13. Домашнее задание
Упр. 4 стр. 9
Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы
|
Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы
|
Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы
|
Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы
|
Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы
|
Карточка №2 Самостоятельно вставь наречия-антонимы
|
Карточка №1 Замените фразеологизм одним словом – наречием. За тридевять земель – Рукой подать – Навострить уши – Как курица лапой – Засучив рукава – Зарубить на носу – |
Карточка №1 Замените фразеологизм одним словом – наречием. За тридевять земель – Рукой подать – Навострить уши – Как курица лапой – Засучив рукава – Зарубить на носу – |
Карточка №1 Замените фразеологизм одним словом – наречием. За тридевять земель – Рукой подать – Навострить уши – Как курица лапой – Засучив рукава – Зарубить на носу – |
Карточка №1 Замените фразеологизм одним словом – наречием. За тридевять земель – Рукой подать – Навострить уши – Как курица лапой – Засучив рукава – Зарубить на носу – |
Карточка №1 Замените фразеологизм одним словом – наречием. За тридевять земель – Рукой подать – Навострить уши – Как курица лапой – Засучив рукава – Зарубить на носу – |
Карточка №1 Замените фразеологизм одним словом – наречием. За тридевять земель – Рукой подать – Навострить уши – Как курица лапой – Засучив рукава – Зарубить на носу – |
АНТОНИМЫ; это; (100 примеров слов)
Наречие синоним антоним слова близко. АНТОНИМЫ; это; (100 примеров слов) Конечные буквы наречий о , а , е , и , у это не окончания, а словообразовательные суффиксы.
АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.
- Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.
Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.
Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».
Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.
Все синонимы по значению можно разделить на группы.
Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.
Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.
Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.
Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.
Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.
Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.
Примеры синонимов
- Абсолютный — совершенный;
- бизнес — дело;
- вариант — разновидность;
- габариты — размеры;
- диалог — беседа;
- егоза – непоседа;
- ёжик – бобрик;
- жадина – скряга;
- злой – сердитый;
- имидж — образ;
- комфорт — удобство;
- ликвидация — уничтожение;
- модель — образец;
- натуральный — естественный;
- оригинал — подлинник;
- прогноз — предсказание;
- реформа — преобразование;
- секретный — тайный;
- томаты — помидоры;
- успех – удача;
- форум — собрание;
- хобби — увлечение;
- чудесный – волшебный;
- шоу – увлечение;
- щедрый – изобильный;
- эксклюзивный — исключительный;
- юриспруденция — правоведение;
- ябеда — доносчик.
Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.
Антонимы
Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.
Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.
Различают антонимы языковые и речевые.
- К языковым (узуальным) антонимам относят те слова, которые противоположны по лексическому значению, заложенному в самом слове, в его признаке: белый – черный, большой – маленький; твердость – мягкость, свет – тьма.
- К речевым (контекстуальным) антонимам относят слова, которые противоположны по значению только в контексте словосочетания или предложения (в речи). Пример: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» А. Пушкин.
Антонимы бывают:
- Однокоренные. Однокоренные, как правило, образуются при помощи приставок противоположных значений – «не-», «а-», «вы-», «у-»: хороший – нехороший, моральный – аморальный, пришел – ушел.
- Разнокоренные. Различие разнокоренных содержится в лексическом значении: белый – черный, красивый – безобразный, добряк – тиран, прибежать – умчаться.
Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.
Примеры антонимов
- свет – тьма;
- добро – зло;
- жара – холод;
- трусость – смелость;
- радость – печаль;
- родина – чужбина.
- яркий – тусклый;
- бледный – румяный;
- худой – толстый;
- глубокий – мелкий;
- короткий – длинный.
- плакать – смеяться;
- здороваться – прощаться;
- любить – ненавидеть;
- забирать – отдавать;
- молчать – кричать.
Антонимы-наречия:
- справа – слева;
- быстро – медленно;
- близко – далеко;
- низко – высоко;
- низко – высоко;
- утром – вечером.
Омонимы
Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.
Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.
Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –
- полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
- неполные омонимы. Неполные – это
- омографы,
- омофоны,
- омоформы.
Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.
Примеры омонимов
- песчаная коса – девичья коса;
- зеленый лук – охотничий лук;
- птичья клетка – нервная клетка;
- яркий свет – выход в свет;
- студеный ключ – железный ключ.
- ели кашу – зеленые ели;
- стеклянная банка – остановиться около банка;
- утолить жажду – жажду увидеть тебя;
- печь пироги – горячая печь.
- высокий балл – выпускной бал;
- обет молчания – вкусный обед;
- лесной гриб – заразный грипп.
- мало счастья – платье мало;
- жаркое утро – вкусное жаркое;
- кончик уха – уха из окуня;
- постели на диване – лежать в постели.
Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.
Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/leksika/43977-antonimy-jeto-100-primerov-slov.html
https://bingoschool.ru/manual/sinonimyi-antonimyi-omonimyi-leksicheskie-sredstva-vyirazitelnosti/
https://russkiiyazyk.ru/leksika/antonimy-primery-slov.html