Каких детей мы называем
«ДЕТИ С ОВЗ»?
Дети с ограниченными возможностями
здоровья
Слова-синонимы «дети с
проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные
дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные
дети», «исключительные дети».
Это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети с
ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения
и воспитания.
Дети с ОВЗ
(по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова) :дети с нарушением слуха (глухие,
слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые,
слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата; дети с задержкой психического развития; дети с
нарушением поведения и общения; дети с умственной отсталостью; дети с
комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными
дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В
зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и
шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Особенности обучения детей с ОВЗ
Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно
обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального
и культурного опыта цель специального образования — введение в культуру
ребенка, по разным причинам выпадающего из нее нужны специальные методы, приемы
и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы
достигаются традиционными способами.
Дети с ОВЗ – это дети с особыми
образовательными потребностями начать специальное обучение ребенка сразу же
после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения
ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования
нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и
средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии),
обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализировать
обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы
образовательного учреждения.
Образовательное пространство
формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях
семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к
его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного
пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как
источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает,
каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся
ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. • Целью
специального образования является введение в культуру ребенка, по разным
причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в
культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного
образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а
также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые
в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Психологические особенности детей с ОВЗ
На современном этапе развития общества обозначилась реальная
тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Одним из
важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области
образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское
законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный
закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает
гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность
реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с
Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012
года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное
образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
вместе с обычными детьми.
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Попытаемся
разобраться, что же это за категория детского населения:
Дети
с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или
физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не
позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут
выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами»,
«дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с
трудностями в обучении», «исключительные дети».В данную группу
можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при
наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными
возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая
особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика
детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам
дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность
индивидуума.
По классификации, предложенной
В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с
нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно
отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития
(ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х
нарушений).
Существуют причины появления детей
с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
— пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь
матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
— натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком
быстрые роды, вмешательство медиков;
— постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся,
упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально
биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм,
спид.
Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это
проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки
сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети
с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить
симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить
конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются
с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и
умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса
к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со
взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны,
способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты
языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной
истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной
расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная
сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками
учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений
(планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения
учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном
темпе).
Типичные затруднения (общие
проблемы) у детей с ОВЗ
1.
Отсутствует
мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об
окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются
повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон
голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная
утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с
трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления
возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость,
беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Рассмотрим
некоторые психологические характеристики развития детей с
ограниченными возможностями.
Дети с нарушением слуха
Потеря слуха лишает ребенка
важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его
интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками
слуха:
Неслышащие – дети с полным отсутствием
слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой
недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
Нарушение слуха непосредственно
влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на
формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и
поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются
биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются
коррекции в наибольшей степени.
Важными в
процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные
ощущения.
Особенности
мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной
речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления.
При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих
учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на
формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в
использовании теоретических знаний на практике.
У ребенка с
нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи
(коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими
нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.
Дети с нарушением зрения
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от
друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения
материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения,
происхождением дефекта и личными особенностями детей.
Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны
повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность,
неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и
адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в
большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо
развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая
неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в
более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе
оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей
развернутостью по сравнению с играми обычных детей.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми
нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на
формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд
психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и
требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на
формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена
вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая
мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других
психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического развития проявляется в специфических особенностях мышления.
Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями,
доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления,
с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дети с соматическими заболеваниями
Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов,
имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от
остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие
личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации,
низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.
Дети с умственной отсталостью
Среди
детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную
группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического
недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры
головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или
постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По
глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют
на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с
умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются
недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.
Развитие
умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных
детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая
инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие
артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются
соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь
умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции —
коммуникативной.
Дети с задержкой психического
развитии (ЗПР)
Внимание этих детей характеризуется
неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная
работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на
протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность
деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются
Установлено, что многие из детей
испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного,
слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Память детей с задержкой психического развития также отличается
качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая
потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной
деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных
форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.
Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения
частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к
взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с
возрастом прогрессировать.
Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему
способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более
младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут
контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них
преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на
предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность
в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается
недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у
этих детей резко снижена.
Дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата
Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие
поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период
новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также
нарушениями психоречевых функций.
Для большинства детей с ДЦП
характерна задержка психического развития по типу так называемого психического
инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой
сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших
структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой
деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при
этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме
отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети
руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не
способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с
интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент
«детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут
сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном
интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому
усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной
нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.
Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения
могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети
этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению
немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они
то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и
раздражительными.
Особенности нарушения
познавательной деятельности при ДЦП
1.
Неравномерный
характер нарушений отдельных психических функций.
2.
Выраженность
астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех
психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.
3.
Сниженный
запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается
недостаточность пространственных и временных представлений.
Дети с расстройствами раннего
детского аутизма
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под
влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в
мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у
детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах
являются:
— полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же
недостаточная потребность в них;
— обособленность от окружающего мира;
— слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к
матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
— дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым
раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов,
капанье воды из водопроводного крана;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипным,
примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой,
подпрыгивание на носках и пр.);
— речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах
РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается
повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или
слоги;
— характерным для детей-аутистов является такое зрительное
поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий
взгляд» или взгляд мимо.
Сложность
и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного
методологического подхода к процессу психологической помощи.
Чрезвычайно
важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе
психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или
изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а
личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.
Общие психолого-педагогические
рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
—
Принимать ребенка таким, какой он есть.
— Как
можно чаще общаться с ребенком.
— Избегать
переутомления.
—
Использовать упражнения на релаксацию.
— Не
сравнивать ребенка с окружающими.
— Поощрять
ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
—
Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за
что.
—
Обращаться к ребенку по имени.
— Не
предъявлять ребенку повышенных требований.
—
Стараться делать замечания как можно реже.
—
Оставаться спокойным в любой ситуации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
дети-инвалиды: в чём разница?
Термины «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» — это синонимы?
Объектом внимания закона об образовании являются 2 категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Инвалид (до 18 лет ребенок-инвалид) – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ст. 1).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы, статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (ПМПК).
Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он, не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не образовании).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должна быть пометка о необходимости в образовательной реабилитации.
Соответственно, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья – это нетождественные категории.
Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н, где определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности. К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности. Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.
Ограниченные возможности здоровья
К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Категории детей с ОВЗ
Нарушения слуха |
Несовершеннолетние со стойким двусторонним нарушением слуха (глухотой или тугоухостью). Общаться с ними с помощью речи сложно, в зависимости от степени выраженности патологии, малыши не воспринимают шепотную или даже речь разговорной громкости. |
Нарушения речи |
Психофизические отклонения спровоцированы нарушениями речи. Функция общения и познания у них нарушена. Остальные физиологические показатели развития у них находятся в пределах биологической нормы. |
Нарушения зрения |
Слепые несовершеннолетние, которым зрение не помогает в познавательной деятельности, с остротой зрения:
Слабовидящие с остротой зрения:
|
Нарушение опорно-двигательного аппарата |
Дети с врожденными и приобретенными расстройствами двигательного спектра периферического и органического генеза. Они отличаются низким темпом движений, слабостью и малоподвижностью, проблемами с координацией, в силе чего нередко не могут двигаться. |
Задержка психического развития |
Самое распространенное отклонение психического развития (80% всех детей с ОВЗ), к которому относят замедленное психическое развитие, интеллектуальную недостаточность, состояние незрелости эмоционально-волевой сферы. У малышей нарушена интеллектуальная работоспособность, наблюдаются стойкие, но негрубые нервно-психические расстройства. |
Умственная отсталость |
Несовершеннолетние с необратимым стойким нарушением психического развития, которое спровоцировано органической недостаточностью ЦНС. |
Множественные системные нарушения, сочетанные нарушения |
Если у ребенка диагностировано одно или более психофизических нарушений, у него фиксируются множественные нарушения развития. |
Аутизм у детей |
Расстройства аутического спектра — это подвид нарушений психического развития, характеризующееся сложностями с коммуникацией и приобретением социальных навыков. Дети испытывают сложности в построении взаимоотношений с окружающей средой. |
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
- полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
- утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
То, в какой мере нарушены функции организма, влияет на присвоение малышу той или иной группы инвалидности.
I группа |
Потребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья — ключевой критерий отнесения ребенка к первой группе инвалидности. Несовершеннолетний причисляется к I группе, когда не способен к:
|
II группа |
Ограничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма — факторы отнесения ребенка ко II группе инвалидности. Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к:
Неспособность к:
|
III группа |
Умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и потребность в социальной помощи, спровоцированные травмами, дефектами и заболеваниями. III группа инвалидности устанавливается, если с использованием вспомогательных средств ребенок способен:
|
Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
Синонимы к словосочетанию «с ограниченными возможностями»
Прямых синонимов не найдено.
Связанные слова и выражения
- с ограниченными возможностями, одинаковые возможности, не иметь возможности, равные возможности
- право на образование
- медицинское обслуживание
- обеспечение жильём
- достойное существование
- государственное пособие
- низкие доходы
- являться инвалидом
- полноправный член общества
- не создать условий
- группа инвалидности
- малоимущие семьи
- выпускники детских домов
- находиться за чертой бедности
- умственно отсталый
- начать с того, что
- жить нормальной жизнью
- приспособиться к окружающему миру
- забота государства
- очень мало людей
- инвалидное кресло
- имеющий недостатки
- средства реабилитации
- оказаться не в состоянии
- ездить на коляске
- хотеть общения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: амир — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: человек, ублюдок, дружище, индивидуум, практик
- Места: один, быль, подмножество, легислатура, дом
- Предметы: том, смог, рамка, вещь, ограничитель
- Действия: возможность, ограничение, доступ, условие, шанс
- Абстрактные понятия: преимущество, свободный, потенциал, мобильность, свобода
Ассоциации к слову «ограниченный»
Ассоциации к слову «возможность»
Предложения со словосочетанием «с ограниченными возможностями»
- В книге описаны и продемонстрированы асаны на разных уровнях поверхности, чтобы их можно было адаптировать под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Более полутора миллионов детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, а уровень заболеваемости школьников увеличился более чем в два раза.
- Развиваются интегрированное, инклюзивное и другие формы образования, предоставляющие образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной массовой школе.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «возможность»
- новые возможности
большие возможности
человеческие возможности - возможность выбора
возможность использования
возможность развития - предел возможностей
в меру возможностей
по силе возможности - представилась возможность
появлялась возможность
возможность существует - дать возможность
иметь возможность
получить возможность - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «ограниченный»
-
ОГРАНИ́ЧЕННЫЙ, —ая, —ое. 1. Прич. страд. прош. от ограничить. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОГРАНИЧЕННЫЙ
Значение слова «возможность»
-
ВОЗМО́ЖНОСТЬ, -и, ж. 1. Осуществимость, допустимость чего-л. (обычно при наличии каких-л. условий). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ВОЗМОЖНОСТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «ограниченный»
- Предрассудки — великая цепь, удерживающая человека в определенном, ограниченном кружку окостенелых понятий; ухо к ним привыкло, глаз присмотрелся, и нелепость, пользуясь правами давности, становится общепринятой истиной.
- Слово эгоизм, как и слово любовь, слишком общи: может быть гнусная любовь, может быть высокий эгоизм. Эгоизм развитого, мыслящего человека благороден, он-то и есть его любовь к науке, к искусству, к ближнему, к широкой жизни, к независимости; любовь ограниченного дикаря… — высший эгоизм.
- Есть простодушие, которое доверяется всем и каждому, не подозревая насмешки. Такие люди всегда ограничены, ибо готовы выложить из сердца все самое ценное перед первым встречным.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Download
Skip this Video
Loading SlideShow in 5 Seconds..
Каких детей мы называем «ДЕТИ С ОВЗ»? PowerPoint Presentation
Каких детей мы называем «ДЕТИ С ОВЗ»?
Каких детей мы называем «ДЕТИ С ОВЗ»?. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Слова-синонимы. «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Рабочее определение.
Uploaded on Nov 18, 2014
Download Presentation
Каких детей мы называем «ДЕТИ С ОВЗ»?
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — E N D — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Presentation Transcript
-
Каких детей мы называем «ДЕТИ С ОВЗ»? Дети с ограниченными возможностями здоровья
-
Слова-синонимы • «дети с проблемами», • «дети с особыми нуждами», • «нетипичные дети», • «дети с трудностями в обучении», • «аномальные дети», • «исключительные дети».
-
Рабочее определение • Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. • Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
-
Дети с ОВЗ (по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова) • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); • Дети с нарушением речи (логопаты); • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; • Дети с задержкой психического развития; • Дети с нарушением поведения и общения; • Дети с умственной отсталостью; • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
-
Диаграмма распределения ограничения здоровья по отдельным заболеванием в процентном соотношении:
-
Особенности обучения детей с ОВЗ Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального и культурного опыта цель специального образования — введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
-
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями • начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; • ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
-
• Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. • • Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
русский
арабский
немецкий
английский
испанский
французский
иврит
итальянский
японский
BETA
голландский
польский
португальский
румынский
русский
Синонимы для лиц с ограниченными возможностями — русский язык
лиц с ограниченными возможностями
Существительное
-
инвалиды
-
инвалидности
-
людей-инвалидов
Примеры
Одновременно с этим на сми возложена обязанность отражать в своих материалах проблемы лиц с ограниченными возможностями.
Однако в центре для лиц с ограниченными возможностями сен-мартена феффик проводит общеобразовательные курсы, включающие папиаменту, арифметику и мотивацию.
Стандартный
Фильтрация
Стандартный
Открытый
Подсказки
Скачать наше бесплатное приложение